Магнитогорский драматический театр им. А.С. Пушкина
Купить билет online
Оценить качество работы театра
Группа В Контакте

Канал театра на YouTube

Драмтеатр в Instagram
Новости театра
На «Маске» распалась связь времен

Спектакль из Магнитогорска показал наших женщин

Пока на «Золотой Маске» не начался основной конкурс, внимание публики берет на себя «Маска плюс». Но некоторые спектакли, показанные в категории «плюс» в качестве бонуса для провинциалов, легко могут конкурировать с номинантами на общенациональную премию. «Время женщин» из Магнитогорска — один из таких. За причудами времен наблюдал обозреватель «МК».

Театр имени Пушкина из Магнитогорска играет свой спектакль в ТЮЗе. Пока зрители заполняют места, на сцене какая-то девушка в синем халате и джинсах, похожая на продвинутую уборщицу, развешивает на штанкете, спущенной сверху, шесть рисунков в белых рамах. А по заднику в это время нон-стопом идет кинохроника ноябрьской демонстрации: массы в темных одинаковых пальто с каракулевыми воротниками, портреты членов ЦК КПСС, флаги. Массы улыбаются, всем хорошо. Причем экран разделен на четыре фрагмента за счет колонн перед ним. Каждая, в свою очередь, представляет фрагмент коммуналки — раковина с краном и радиоточкой, отдельно — портрет Хемингуэя или патефон с тяжелой игольчатой головкой. Бытовые приметы времени — 50-е годы — четко соблюдены, как в музее истории быта СССР. Гамма черно-белая, но не контрастная, а расплывчатая от оттенков серого к бежевому. И ни одного яркого пятна. Девушка в халате за три часа не произнесет ни слова, зато все ей будут рассказывать — про свою жизнь и про время.

Несколько женщин, разновозрастных баб — поколения, судьбы и социальное положение. Три старухи ленинградской коммуналки — Гликерия, Евдокия и Ариадна, при них молодая мать-одиночка Антонина, неизвестно от кого прижившая дитя. Антонина наивная, но добрая, честно трудится на заводе. Есть еще профсоюзный лидер Зоя Ивановна, строгая, но справедливая — как партия, ее поставившая. Вот и вся команда.

Простая, даже мелодраматическая история на удивление спокойна, без театральных эффектов и провокаций — жизнь течет как жизнь, и тем интересна. Даже главная героиня, Антонина, вроде как и не главная: познакомилась на остановке с Григорием (из интеллигентов, говорит о непонятном), родила от него девочку, оказалась хорошей матерью. «Доченька, я сейчас. Доченька, смотри, что тебе мама принесла…» — и как мышь шмыгает по заднику из воображаемой кухни в воображаемую комнатенку. Но такова игра и ее партнеров, где главное не себя в столице показать (в провинции действительно немало первоклассных артистов), а работа на общий результат. А он — превосходный и во многом определен художественным решением.

Вся коммуналка строится на небольших фурках (платформы на колесах), а на них — кухонные столы с утварью, за которыми решается судьба сначала матери (той самой Антонины), потом — ее дочери (Сюзаночки). Фурка становится такси, на котором Антонину увозит случайный прохожий Григорий. Санками, на которых ее второй мужчина привозит ей дефицитный ламповый телевизор. Многофункциональный предмет — конечно, не открытие для театра, однако его использование в тексте и контексте очень важно. У Вотякова это сделано виртуозно и естественно.

Режиссер добился невероятного эффекта: аутентичность предметов (понятно, что не на помойке найдены) делает аутентичным время. Игра актеров, тоже какая-то не сегодняшняя, затушеванная, без ударных точек, где они вполне были бы уместны. Но нет — все сдержанно, никаких повышенных тонов даже в минуты радости. Я, да и многие зрители, чувствую себя как будто в 50-х, когда и не жила. А что в таком случае должны чувствовать люди, пережившие, например, похороны Сталина, сообщение о полете Гагарина в космос или стоявшие в очередях за дефицитом, коим многие годы в стране за железным занавесом являлись детские костюмчики, колготки, ткани на платье.

И вот в этот момент «Время женщин» из Магнитогорска обнаруживает факт, с которым уже не поспоришь, — разрыв поколений. Рядом со мной девушка искренне смеется, когда одна из старух рассказала свою историю. Во время блокады она работала в больнице, и туда привезли толстую женщину из богатых, которая ночью под одеялом ела еду, ее приносил ей муж. Когда женщину выписывали, та от неслыханной щедрости дала молодой медсестре кусочек колбасы.

— Ну, я тайком и съела колбасу, кусочек этот. В туалете. Меня вырвало.

Девушка засмеялась: она не поняла и не знала, что блокадников рвало от нормальной еды — желудок просто не принимал. Думаю, что рассказы об очередях за детскими костюмчиками, за телевизорами и самыми обычными вещами как минимум двум поколениям россиян неизвестны. К счастью. Но... счастливое незнание освободило поколение от памяти и, главное, сочувствия. Распалась связь времен, и это имеет тяжкие последствия. Финал оказался неожиданно цветным — на Антонине, появившейся в центре зала, яркое и все в маках по синему полю платье, а на старухах — алые шляпы. Антонина шла к сцене, прижав к груди, как икону, портрет Хемингуэя. Распахнулся экран, а за ним стоял тот самый случайный Григорий, с остановки, который так и не стал ее судьбой. В руках он держал маки.

Марина Райкина,
газета «Московский комсомолец» от 20 марта 2014 года
Источник
На «Маске» распалась связь времен - 1
На «Маске» распалась связь времен - 2