Старший сын
Комедия в 2-х действиях
16
Комедия в 2-х действиях
Продолжительность
2 часа 30 минут
Комедия в 2-х действиях
16
Пьеса Александра Вампилова «Старший сын», написанная драматургом в 1967-м году, никогда не исчезала из театрального пространства. В 70-х годах ее играли более чем в сорока театрах страны одновременно. Оно и понятно, поскольку в «Старшем сыне» содержится все, что нужно для души и для захватывающего театрального действа. Прекрасно выписанные характеры, дающие актерам возможность сыграть яркие образы. Мелодраматическая коллизия, в которой чего только нет. И надо всем этим – мощная человеческая история – тема отца и сына – со множеством смыслов. К тому же многие наверняка помнят одноименный фильм 1975-го года с Евгением Леоновым, Николаем Караченцовым и Михаилом Боярским в главных ролях.
…Двое молодых парней Бусыгин и Сильва, проводив до дома подруг, опаздывают на последнюю электричку и ищут ночлег. Случайно они находят ноты Сарафанова и решают этим воспользоваться: зайти в его квартиру, чтобы просто согреться. Однако в разговоре с Васенькой, сыном Сарафанова, Сильва неожиданно сообщает, что Бусыгин — его брат и сын Сарафанова. Вернувшийся Сарафанов принимает эту историю за чистую монету: в 1945 году у него был роман с девушкой и теперь ему хочется верить, что Володя действительно его сын. Эта ложь приводит к самым неожиданным последствиям в жизни всех героев пьесы…
«Старшего сына» достаточно активно ставят и сейчас, ведь в нынешнем богатом на выдумки и затеи театре не часто появляются простые человеческие истории, в которых можно найти отголоски собственной жизни и услышать что-то важное о самом себе.
Так что удивить зрителей «Старшим сыном» – задача не из легких. Но именно этого любимый магнитогорский актер Андрей Майоров, выбравший для своего режиссерского дебюта одно из самых известных вампиловских произведений, делать категорически не намерен.
– Я сразу дал себе такую установку: «Не хочу удивлять, как это стало модно в последнее время, – признается Андрей Михайлович. – Искусственно удивляя зрителей, мы зачастую теряем традиционный психологический театр, по которому он так соскучился. Учась в институте на режиссерском факультете и в очередной раз перечитывая эту пьесу, я открыл в ней бездну истинного человеколюбия. И подумал, что в принципе она про всех нас, ведь многим сегодня не хватает простого человеческого тепла.
Спектакль получился без сентиментального надрыва, с «рецептом выживания» простым и понятным: нам всем необходим Дом. Дом, в котором можно согреться в переносном и в прямом смысле этого слова. И что каждый человек (даже не сделавший карьеры) способен чувствовать себя счастливым, если ему есть, кого любить и о ком заботиться.
Андрей Григорьевич Сарафанов, музыкант-кларнетист - Богданов Владимир
Владимир Бусыгин, студент мединститута - Погорелов Иван
Семён Севостьянов (Сильва) - Баженов Анатолий
Нина, дочь Сарафанова - Спиридоненко Дарья
Васенька, десятиклассник, сын Сарафанова - Махлин Павел
Наталья Макарская, секретарь суда, возлюбленная Васеньки - Звездина (Гущина) Лариса
Михаил Кудимов, курсант лётного училища, жених Нины - Сочков Данила
Сосед Сарафановых - Иголкин Игорь
Режиссер-постановщик - Андрей Майоров
Художник-постановщик - Алексей Вотяков
Помощник режиссера - Хельга Вейсер
Продолжительность
2 часа 30 минут
«В составе постановки удачно сошлись несколько поколений актеров. Вместе с умудренными «аксакалами» театра играли дебютанты профессиональной сцены - студенты актерского отделения магнитогорской консерватории. Сценические «отцы» и «дети» смогли создать гармоничный ансамбль и, что самое ценное, современная молодежь органично вписалась в ностальгическую ретро-картинку 1960-х. То, что увидит зритель в «Старшем сыне», быть может, сегодня важнее всех режиссерских изысков, нужнее для души человеческой, которая должна, наконец, пробудиться. И для этого в новом спектакле драмы есть все – «и жизнь, и слезы, и любовь». И вера в лучшее, которую непременно ощутит каждый зритель.»
Газета "Магнитогорский рабочий"
«О людях, о доверии, о жизни. На сцене драматического театра им. А. С. Пушкина — одна из самых воспроизводимых пьес с 70-х до современности. Только живая классика — такому принципу следовал в своей работе режиссер Андрей Майоров. Постановщик отмечает: главная задача — не удивить зрителя, а показать жизненные реалии и важность человеческого общения и доверия.»
Сюжет телекомпании ТНТ (программа "Город")
«Критики назвали пьесу «Старший сын» самым светлым произведением Вампилова. История, начинавшаяся как глупая игра или даже дурацкая шутка, превратилась в жизненную притчу о самом главном в человеке — доброте. — Сейчас все говорят о гаджетах, о всём, что отвлекает от общения друг с другом. Если мы раньше выбегали во дворы — гоняли на великах, то сейчас, кроме смены аватарки, ничего нет — рассказывает режиссёр-постановщик Андрей Майоров...»
Сюжет телекомпании ГТРК "Южный Урал-Магнитогорск" (программа "Вести-Магнитогорск")
«Речь идёт о знаменитой пьесе драматурга Александра Вампилова. В середине 1970-х годов эта комедия била все рекорды популярности. Она прошла сразу в 52-х странах мира. Но новое время требует новых героев. Актёр Андрей Майоров дебютировал с этой пьесой на сцене Магнитогорского драматического театра им. А. С. Пушкина в качестве режиссёра. »
Сюжет телекомпании ТВ-ИН (программа "Время местное")
«Режиссёрский дебют актёра Андрея Майорова по пьесе Александра Вампилова - дань классике и разговор о вечных ценностях. Прежде всего - о человеколюбии. Вот почему главный монолог Сарафанова о предназначении людей, который у Вампилова звучит в начале пьесы, перенесён в финал - Пётр Ермаков произносит его в звенящей тишине. И если, считает режиссёр, после спектакля зритель скажет, что увидел светлую историю, - работа удалась. »
Газета "Магнитогорский металл"
«Эта история, произойди она в реальности, могла бы стать отличным показательным примером из учебника по психологии: тут и проблемы неполной семьи, и подростковый кризис, и первая любовь, и инфантилизм взрослых, и влияние воспитания на формирование морально-нравственных ценностей. В конечном итоге «Старший сын» рассказывает о непростом выборе, который ежедневно должен принимать практически каждый – поступить как проще, легче, выгоднее, удобнее или так, как нужно, честно, порядочно, правильно и справедливо, сохранить уважение к самому себе. Потому вряд ли найдется человек, которого спектакль сможет оставить равнодушным. Он всегда будет оставаться актуальным, не завися ни от политического строя, ни от временных расстояний.»
Магнитогорское информационное агентство «Верстов.Инфо»
«Советская история, сыгранная на театральной сцене ХХI века, звучит немного иначе. Нет, никто не отменял главных сюжетных проблем — эту историю об «отцах и детях», однако, нельзя назвать типичной и заезженной. Она, с одной стороны, преподносится зрителю сквозь призму мягких очертаний советской эпохи, с другой стороны — сквозь резкие полужирные линии проступающей дерзости главных героев, которые, не найдя правды в себе, свободно и жадно ищут ее в других. В отличие от того же фильма, спектакль лишён некоторой назидательности — режиссёр несколько ярче показывает несостоятельность человека, его слабости и неумение бороться с самим собой... »
Магнитогорский информационный сайт "Campus74"
«17 февраля прошел юбилейный вечер одного из ведущих актеров драмтеатра имени Пушкина – Петра Ермакова. Юбиляр выщел на сцену в роли Андрея Сарафанова, одного из героев пьесы «Старший сын» Александра Вампилова. Актерские краски Ермакова вовсе не «сарафанные», не кричащие, не широкие, не открытые. Перед нами интеллигент с хрустально-хрупкой, грустной душой, с тонкими чертами лица, сдержанными, иногда до скупости, жестами, огромными (как у святых Глазунова) глазами, чья скромность соседствует с нервностью, а раненый надрыв лишнего человека – с усталостью, слабостью и незаметностью маленького. Именно Ермаков заставил меня во время просмотра спектакля не раз припомнить героев Достоевского (не только потому, что играл с крестиком на шее) и связать с ними и вампиловский идеализм, и любовь этого оппонента официальной советской драмы к чудесному и фантастическому как в коллизиях, так и в душах людей.»
Театральный критик Татьяна Таянова – о постановке, в которой нет мерзких героев
Беззубкова Венера
Опубликовано 08:28, 01 апреляЗамечательная классическая постановка такого душевного тонкого спектакля. Столько в нем добра, мудрости. Актеры все великолепны! Студенты тоже! Очень рада, что такой спектакль появился в нашем театре. Приду еще! Браво много раз! Огромное спасибо!
Трогательный Анатолий Баженов, очень хорош в своей роли Иван Погорелов. Петр Ермаков вообще как-то так дергал струны моей души мастерски, великолепен как всегда Михаил Никитин, яркий Филипп Ладейщиков, прекрасны Лариса Звездина, Лилия Мусина, Данила Сочков. Анатолия и Лилию вижу первый раз и они меня приятно удивили, просто молодцы! А самое главное ваш актерский ансамбль гармоничен. Мои эмоции был затронуты до глубины души. Теплая уютная постановка спектакля — браво режиссеру и всем причастным к постановке. Еще раз благодарю.
Petrovich
Опубликовано 11:36, 16 маяОтличный спектакль! Просто бальзам на сердце по сравнению с «Повести Белкина». Очень хорошая игра актеров. Наверное можно было обойтись без «матер-х» частушек. Актеры и без этого достаточно профессионально показали своих героев, например, руки постоянно в карманах у гл.героя. Всё точно по тексту, так как знаю произведение почти наизусть. Большое спасибо режиссёру и актерам!!!
Анна
Опубликовано 13:02, 01 октябряДля меня пьеса Вампилова «Старший сын» — это не комедия, скорее драма об умении слушать и слышать, понимать друг друга и проявлять милосердие. Режиссер спектакля попытался передать атмосферу маленького поселка. Сценография не усложнена декорациями. Все просто и понятно. Все происходит в одной комнате, точнее на кухне.
Безусловно, удачное попадание в роль Петра Ермакова. Сарафанов любит детей и дорожит ими. Наивный, ранимый как все творческие люди. Линия роли безукоризненно проведена через все действие, столько теплоты, доброго юмора. По-моему он и вытянул весь спектакль. А последний монолог «Вы все мои дети, потому что я вас люблю» без надрыва, но с такой пронзительной нежностью!
Васенька играет на эмоциях отца, и актер Анатолий Баженов это легко передает.
Бусыгин сначала легкомысленный, веселый, немного нахальный молодой человек, по ходу спектакля преображается. За один вечер становится братом, сыном, нужным человеком. Иван Погорелов играет, очень старательно, как на экзамене.
Сильва, пожалуй, достаточно точен, внешний вид красавчика, которому без разницы за кем ухаживать (Ниной или Натальей), внутренняя пустота, легковесность сыграны актером Ладейщиковым Филиппом со смакованием.
В роли соседа Сарафанова Михаил Никитин просто развлекается, играя больше с залом.
Нина (Мусина Лилия) по роли умная, прагматичная, молодая хозяйка семьи предстала перед публикой излишне и в эмоциях (трудно было понять это улыбка или огорчение), и в движениях, как то все с преувеличением.
А выходы Натальи (Звездина Лариса) частенько были неестественными, что так и хотелось заглянуть в дверь ее дома, но эта дверь (в отличие от окон) не распахивалась.
Сегодня уже нет страны вампиловской пьесы, ушли приметы того времени и быта. И, на мой взгляд, так важны мелочи в спектакле.
А здесь налицо путаница и разнобой:
— в начале спектакля звучит песня «А у нас во дворе» Кобзона, как бы предваряя время начала 70-х, а потом почему то англоязычные песни? При чем, музыка частенько выделяется на фоне спектакля и раздражающим образом доходит до зрительского слуха, заглушая речь актеров;
— костюмы актеров разного стиля: одни одеты по моде 60-х (Бусыгин и Васенька), другие 70-х (Сильва и Нина), Сарафанов в костюме 80-х, а халаты Натальи Макарской с сегодняшнего «блошиного» рынка;
— на какой клумбе и в какое время года растут одновременно гладиолусы (с ними вышла на сцену Наталья) и тюльпаны (подарены Нине на следующий день)?
— танец Нины никак не напоминает ни рок-н-ролл, ни твист, какая-то смесь папуасского танца.
Есть над чем поработать и режиссеру, и актерам, чтобы пьеса задержалась на сцене любимого театра.
Клавдия
Опубликовано 23:40, 11 ноябряПросто один из самых ярких и лучший спектаклей нашего театра. Смотрится на одном дыхании. Режиссёру и актерам «БРАВО». Побольше таких постановок. Спасибо.
Марина
Опубликовано 14:14, 24 ноябряВеликолепный спектакль! Просто лучший из всех, что я видела в нашем театре! После ужасных «Ножниц» вообще не хотелось возвращаться…
От спектакля «Старший сын» я получила истинное наслаждение и удовольствие от замечательной игры КАЖДОГО актера! (были 17 ноября) Музыка замечательная, сюжет интересный, постановка — в е л и к о л е п н а я (Андрей Майоров — мастер! отдельная благодарность!) !!! И посмеялись и погрустили. Я каждому верила и сопереживала. В такие моменты и чувствуешь великую силу искусства! И наконец-то в спектакле нет никаких резких громких неожиданных выстрелов и звуков!!! (как в «Биографии», например, ужасно раздражало и испортило все впечатление).
Я не знаю, как еще поблагодарить актеров, мне показалось, что аплодисментов мало!))) Поэтому пишу отзыв,. СПАСИБО ВАМ ВСЕМ ОГРОМНОЕ ЗА ВАШУ РАБОТУ!!!! На мой взгляд — безупречно!
Илья
Опубликовано 22:29, 15 маяА я бы хотел отметить Дашу Спиридоненко, которая прибавляет с каждым выходом на сцену. Эмоциональная, женственная, очень старательная. Ну а вообще все актеры большие молодцы и мастера! Спасибо Вам, что Вы у нас есть